- Целью Государственной программы «Доступная среда» является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Для достижения этой цели необходимо решение нескольких основных задач. В частности, в сфере образования – это задача по созданию предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе и создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов. В связи с этим в нашей школе приоритетными считаются: создание и развитие универсальной безбарьерной среды в учреждении, оснащение школы оборудованием для проведения коррекционно-развивающей работы, сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в рамках требований государственной программы «Доступная среда». К реализации мероприятий Программы мы приступили с начала 2015-2016 учебного года. Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году. Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
-
Рядом со школой расположен стадион, баскетбольная и гандбольная игровые площадки, спортивный городок, актовый зал. Общая площадь основного здания составляет 4218,7 кв. м, пристройки – 3957,8 кв. м. В школе имеются: актовый зал площадью 274 кв. м; 46 учебных кабинетов; библиотека, объединенная с и читальным залом общей площадью около 50 кв. м.; компьютерный класс на 10 ученических компьютеров; столярная и слесарная мастерские; кабинет технологии для девочек. Школа располагает объёмной материальной базой. В школе созданы условия для материально-технического обеспечения адаптивной и коррекционно-развивающей среды, в том числе возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения ОУ, организации их пребывания и обучения.
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах: на 1 этаже школы оборудована ресурсная зона, состоящая из специально оборудованных 2-х классов и сенсорной комнаты, имеющая отдельный вход и санузел, принявшая в 2020-2021 учебном году свооих первых учеников.
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленнх для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Объекты для проведения практических занятий: смотреть
Мастерские: 1 (Технология. Технический труд),
1 (Технология. Обслуживающий труд).
Кабинет информатики - 1
Кабинет физики - 2
Кабинет биологии - 2
Кабинет химии - 1
Спортивный зал - 2
Информация о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: библиотека МБОУ СОШ №21 г.Белгорода расположена на 2 этаже, совмещена с читальным залом (общая площадь около 50 кв.), обеспечена возможность работы на стационарных компьютерах (использования переносных компьютеров) с выходом в Интернет, оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов, с контролируемой распечаткой бумажных материалов. В рамках договрных отношений с ГКУК "Белгородская государственная специальная библиотека для слепых им. В.Я. Ерошенко" школа получает специализированные учебники, выполненные шрифтом Брайля. Также в школе имеетя подборка детской литературы из книг, выполненных шрифтом Брайля.
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: рядом со школой расположен стадион, баскетбольная и гандбольная игровые площадки, спортивный городок. В школе имеются: 2 спортивных зала площадью 274 кв. м и 272 кв., общая площадь территории школьного двора составляет 27481 кв. м, из них площадь с твёрдым покрытием - 7310 кв. м, газон - 4118 кв. м, цветники - 290 кв. м, площадь под спортивными сооружениями - 5200 кв.м. Имеется ограждение (металлическое – 267 м, бетонное – 195 м, турникет – 150 м).
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здание: специально оборудованный вход, оснащенный пандусом и кнопкой вызова персонала расположен в зоне центрального входа в здание школы (со стороны ул. Чапаева).
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования: в МБОУ СОШ №21 имеется читающая машина (для использования в обучении слепых детей), полученная по договору о сотрудничестве из МБОУ СОШ № 43, а также планшеты (для использования в обучении детей с РАС), приобретенные самостоятельно (4 шт.) и в результате поддержки фонда "Каждый особенный" (1 шт.).
Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат: в МБОУ СОШ № 21 общежития, интерната нет.
Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: в МБОУ СОШ № 21 общежития, интерната нет.
Доступная среда
О специальных условиях охраны здоровья
В МБОУ СОШ № 21 г. Белгорода создаются вариативные условия для реализации права на образование детей с ОВЗ и/или детей-инвалидов с учетом их психофизических особенностей, в том числе и специальные условия охраны здоровья.
Работа специалистов сопровождения основывается на применении современных методов оздоровления и здоровьесбережения детей с особыми образовательными потребностями.
В МБОУ СОШ № 21 имеются:
- сенсорная комната, оборудованная сенсорным уголком «Трио», мягким сухим бассейном, большой светозвуковой панелью «Бесконечность», столиком для рисования песком, набором CD дисков для релаксации, пуфиками-креслами, световым оборудованием «Разноцветная гроза – И»;
- специально организованная ресурсная зона, в котором размещены 2 ресурсных класса.
Имеющееся оборудование мы используем как дополнительный инструмент в коррекционно-развивающей работе с целью повышения эффективности всех мероприятий, направленных на улучшение психологического здоровья, а также как самостоятельное средство развития психических процессов и функций. Педагоги имеют возможность разнообразить сценарные варианты коррекционно-развивающих занятий, организовать индивидуальный подход к каждому ребенка в зависимости от вида нарушения и рекомендаций ТПМПК, вести программно-информационный мониторинг индивидуального развития с момента поступления в школу до окончания образовательных отношений, отслеживать динамику развития во время каждого занятия и на протяжении всего периода сопровождения, повысить эффективность коррекционно-развивающей работы в целом.
О специальных условиях питания
Дети-инвалиды и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются на дому в соответствии с медицинским заключением и получают образование дистанционно в силу сложившихся объективных обстоятельств, а также дети из многодетных семей, которые обучаются на дому в соответствии с медицинским заключением и получают образование дистанционно в силу сложившихся объективных обстоятельств, будут обеспечены продуктовыми наборами, исходя из фактической стоимости двухразового питания (завтрак и обед) в день на весь период указанного обучения.
Информация об обеспечении бспрепятственного доступа в здание
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Кабинет информатики оснащен оборудованием ИКТ и специализированной учебной мебелью. Имеющееся в кабинете оснащение обеспечивает освоение средств ИКТ, применяемых в различных учебных предметах. В кабинете информатики оборудовано одно рабочее место учителя, включающего мобильный или стационарный компьютер, и 15 компьютерных мест учащихся. В кабинете имеются основные пользовательские устройства, входящие в состав общешкольного оборудования, в том числе – проектор с потолочным креплением, интерактивная доска, маркерная доска.
Взаимодействию всех участников образовательного процесса служит сайт Учреждения, на котором размещается информация для педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей). Возможность ведения официального сайта обеспечивается через аппаратное и программное обеспечение кабинета информатики и сеть Интернет.
Библиотека обеспечивает доступ к печатным и цифровым информационно образовательным ресурсам по всем предметам учебного плана.
Все программные средства, установленные на компьютерах, лицензированы; имеют файловый менеджер в составе операционной системы или иной; антивирусную программу; программы-архиваторы; интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, динамические (электронные) таблицы, систему управления базами данных; систему оптического распознавания текста; звуковой редактор; мультимедиа проигрыватель. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика используются специальные программные средства.
Педагоги разрабатывают цифровые учебные материалы: видео, простейшие модели, презентации, видео-фрагменты. По мере накопления материалов учителя формируют персональные тематические коллекции. Личные разработки учителей-предметников хранятся на компьютерах в учебных кабинетах; размещаются на школьном сайте.
Информационная система МБОУ СОШ №21 позволяет обеспечить педагогическим работникам техническую, методическую и организационную поддержку при разработке планов, дорожных карт; заключении договоров; подготовке распорядительных документов учредителя; подготовке локальных актов Учреждения; подготовке программ формирования ИКТ- компетентности работников (индивидуальных программ для каждого работника).
Родители обучающихся МБОУ СОШ №21 имеют возможность контролировать учебный процесс при помощи учетной записи в системе ИСУ «Виртуальная школа».
В Учреждении все компьютеры объединены в локальную сеть, все имеют доступ в Интернет.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации АООП НОО, ООО, СОО направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией АООП, планируемыми результатами, организацией образовательной деятельности и условиями его осуществления.
Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной деятельности включают:
– параметры комплектности оснащения образовательной деятельности с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения АООП;
– параметры качества обеспечения образовательной деятельности с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения АООП.
Информационные и методические условия реализации адаптированной основной образовательной программы:
В соответствии с требованиями ФГОС информационные и методические условия реализации АООП обеспечиваются современной информационно-образовательной средой.
Иформационно-образовательная среда (далее — ИОС) — открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательных отношений в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ.
Основными элементами ИОС являются:
– информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
– информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
– информационно-образовательные ресурсы сети Интернет;
– вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
– прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и финансово-хозяйственную деятельность Учреждения (делопроизводство, кадры и т. д.).
Необходимое для использования ИКТ оборудование отвечает современным требованиям и обеспечивает использование ИКТ:
– в учебной деятельности;
– во внеурочной деятельности;
– в естественнонаучной деятельности;
– при измерении, контроле и оценке результатов образования;
– в административной деятельности, включая дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие Учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления.
Учебно-методическое и информационное оснащение образовательной деятельности обеспечивает возможность:
– реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
– ввода русского и иноязычного текста, распознавания сканированного текста; создания текста на основе расшифровки аудиозаписи; использования средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке; редактирования и структурирования текста средствами текстового редактора;
– записи и обработки изображения и звука при фиксации явлений в природе и обществе, хода образовательной деятельности; переноса информации с нецифровых носителей (включая трёхмерные объекты) в цифровую среду (оцифровка, сканирование);
– создания и использования диаграмм различных видов, специализированных географических (в ГИС) и исторических карт; создания виртуальных геометрических объектов, графических сообщений с проведением рукой произвольных линий;
– организации сообщения в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, сообщения для самостоятельного просмотра, в том числе видеомонтажа и озвучивания видео сообщений;
– выступления с аудио, видео и графическим экранным сопровождением;
– вывода информации на бумагу и т. п. и в трёхмерную материальную среду (печать);
– информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещения гипер-медиа сообщений в информационной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность;
– поиска и получения информации;
– использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковых системах);
– общения в Интернете, взаимодействия в социальных группах и сетях, участия в форумах, групповой работы над сообщениями (вики);
– создание, заполнение и анализ баз данных, в том числе определителей; их наглядного представления;
– включения учащихся в естественнонаучную деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования, цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;
– исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий, использования звуковых и музыкальных редакторов, клавишных и кинестетических синтезаторов;
– художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ инструментов, реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации;
– создания материальных и информационных объектов с использованием инструментов, применяемых в избранных для изучения распространённых технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологиях ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях);
– конструирования и моделирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами, программирования;
– занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных тренажёров;
– размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде Учреждения;
– проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования образовательной деятельности, фиксирования ее реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
– обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам сети Интернет, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио-видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
– проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения учащихся с возможностью массового просмотра кино и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мульти-медиа сопровождением.
Электронные образовательные ресурсы , к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Документы
Полезные ссылки
Сервер органов государственной власти РФ
Официальный сайт государственной программы "Доступная среда"
Институт проблем инклюзивного образования
Региональная общественная организация инвалидов "Перспектива"
Издательство "Современные образовательные технологии" (сопровождение инклюзивного образования)
Клуб незрячих пользователей Интернет "Интеграция"
Сайт проекта "Равные возможности образования" (Главная цель портала - информировать Вас о современных разработках и достижениях в сфере образования. Может ли процесс обучения быть интересным? Как сделать качественное образование доступным каждому?Нам необходимо знать Ваше мнение. Присоединяйтесь!)
Центр Дистанционного Образования Белгородской области
Центр дистанционного образования детей-инвалидов при государственном образовательном учреждении общеобразовательной школе-интернате «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат».
Адрес: 308027, г. Белгород, улица Апанасенко, д. 51 «а)
Куратор от управления образования: Шаповалов Игорь Васильевич (тел:8 (4722) 32-30-44; E-mail: shapovalov73@mail.ru)
Руководитель ЦДО: Верёвкина Ася Александровна (тел:8 (4722) 54-37-83; E-mail: asyaverevkina@yandex.ru)
Белгородская региональная организация Всероссийского общества слепых
308002, г. Белгород, ул. Курская д. 6-А, Телефон:(4722) 26-15-28
Учреждения реабилитации, культуры, социально-психологической поддержки
(4722) 26-02-69 - абонемент